Новостные игры — зачем нам геймифицированная журналистика?

Видеоигры, основанные на журналистике, или "новостные игры", постепенно меняют схему новостной индустрии, способствуя более глубокому осмыслению.

Новостные игры позволяют в игровой и интерактивной форме объяснить новости. Будет ли это симуляцией сложных научных явлений, перестановка сумм в госбюджете или интерактивный политический комментарий — не так важно. Игры позволяют лучше объяснить сложные взаимосвязи. Хорошие игры вовлекают пользователей, не дают им оторваться от экрана и постоянно позволяют узнать что-то новое.

В профессионально созданной новостной игре разработчиками уже заложены все механизмы, помогающие игроку получить сообщение, разобраться в проблеме и понять принципы функционирования той или иной системы.

Есть ряд препятствий, с которыми сталкиваются разработчики игр. Во-первых, важно понимать, что не все можно превратить в игру. Разработчиками часто недооценивается важность игровых механик, а это ведь главный носитель смысла в игре. Во-вторых, очень легко потеряться в треугольнике “цена-время-качество”. Если вы хотите достоверно симулировать настоящие новости, то на разработку такой игры могут уйти месяцы.

Для создания новостной игры вам понадобится: гейм-дизайнер, который придумает концепцию; программист, который займется технической реализацией; дизайнер, который будет следить за визуальной стороной. И, конечно, журналист, который соберет данные и предложит сюжет.

 

 

«Мы хотим передать в руки игроков весь город и его комьюнити, чтобы они могли исследовать их так, как захотят. У каждого должно сформироваться собственное мнение о том, что же там происходит»

 

Одним из самых глобальных и одновременно самых удачных примеров новостных игр на сегодняшний день можно считать Fort McMoney, совместный проект Филиппа Ламара, Рафаэль Уисмос (дизайн-студия TOXA), Доминика Уильема (National Film Board of Canada) и Давида Дюфрена, в ассоциации с телеканалом Arte.

FortMcMoney позиционируется своими создателями как документальная игра — documentary game, docugame — в реальном времени, исследующая политические, социальные, экологические и экономические проблемы, вызванные разработкой битуминозных песков в городе Форт МакМюррей. Действие игры разворачивается на севере Канады, в провинции Альберта. Это третий по запасам нефти регион в мире и экономическая опора всей Канады.

 

 

Использование реальной информации в игре не только делает игру более яркой и впечатляющей, это добавляет "новость" в новостную игру.

Так, например, в компании Editor's Lab hackday Аль-Шоу, Аманда Замора и  Сиси Вэй создали игру под названием HeartSaver, имитирующую проблему доставки пострадавших от сердечного приступа в ближайшие больницы Нью-Йорка, в котором полмиллиона людей страдают от болезней сердца. Игра подчеркивает, насколько важна скорость в спасении жизни пострадавшего от сердечного приступа, так как, по данным Американской кардиологической ассоциации, шансы пациента выжить уменьшаются на 10% каждую минуту, пока он ждет помощи. Игрокам предоставляется карта города, а их задание — доставить периодически появляющихся пациентов в больницы, исходя их того, насколько близко они расположены, и глядя на рейтинг сердечного приступа. Пациенты "выживают" или "умирают" в зависимости от каждого решения и количества времени, которое требуется на его принятие.

Игра основана на данных о реальном времени, которое требуется для того, чтобы проехать от одного места до другого, использует API маршрутов Google и включает статистические данные о выживаемости пациентов, перенёсших сердечный приступ, взятые из Emergency Medicine Journal.

Технологически говоря, HeartSaver — это всего лишь несколько файлов HTML, CSS, JavaScript, пользовательские иконки, созданные в Illustrator, а также бесплатные звуковые файлы из интернета. Самым сложным для разработчиков была разработка концепции и проектирование игры.

 

Игры-симуляторы, такие как Sweatshop, создают имитацию реальности, которая позволяет игрокам испытать что-то на собственном опыте. Это помогает создать у общественности эмоциональную вовлеченность.

Игра Sweatshop это экономический симулятор, разработанный студией Littleloud. В нем игрок работает менеджером завода в Китае и производит одежду для Великобритании. Шьет футболки, бейсболки и прочую ерунду, продает, платит зарплату рабочим и считает прибыль. Самое интересное и жуткое начинается тогда, когда игрок пытается увеличить прибыль: игра предлагает для этого весьма реалистичный набор инструментов. Можно ускорить конвейер или нанять детей, которые работают за полцены. Можно проигнорировать меры пожарной безопасности или урезать зарплаты. Очень быстро обычный человек превращается в алчного капиталиста, который забывает о том, что на него работают такие же живые люди, как и он сам. Неплохой способ познать себя и скорректировать поведение в реальной жизни, чтобы кроме нарисованных человечков никто не пострадал.

Наряду с сильным сюжетом, игра нуждается в хорошо продуманных правилах, регулирующих, какие действия игроки могут выполнять. Эти правила называются игровой механикой. Хорошо продуманная игровая механика может вызвать эмоции, навеянные продуманной историей: для игрока, который следует всем правилам (например, слушается босса), эмоциональное воздействие игры может быть еще сильнее.

 

Новостная игра Could you be a medallist? от The Guardian позволяет вам окунуться в мир спорта. Эта игра, выполненная в ретро-стиле, позволяет игрокам вводить свои личные достижения в различных спортивных мероприятиях, включая спринт на 100 м, заплыв на 100 м вольным стилем, и 100-км велогонку, а затем сравнивать свои показатели с результатами спортсменов-олимпийцев. Игра наглядно демонстрирует скорость пользователя в сравнении с соперниками.

 

     

Игра-головоломка от The New York Times Who's Hurt by the Fiscal Impasse? You Decide приглашает игроков указать, как они относятся к ряду налоговых и бюджетных вопросов в Америке, например, к пособиям по безработице. Каждое решение становится частью алгоритма, который вычисляет его экономические последствия и влияние на дефицит федерального бюджета. Кроме того, он показывает, как изменятся доходы семей, с учетом налогов, которые будут введены для разных экономических слоев. Общий план также оценивается с точки зрения того, как на это отреагируют демократы, республиканцы и высшее военное командование.

Изучая возможности применения ‘новостных игр’ в СМИ, нужно понимать, что news games – только один из возможных способов представления актуальной и общественно-значимой информации. Как заметил в интервью сооснователь игровой студии «the Good Evil» Маркус Беш: «Новостные игры не заменят классическое освещение новостей, но зато могут расширить сферу журналистики в 21 веке».

Среди СМИ, успешно использующих ‘новостные игры’ на практике, можно назвать The Wired (Cutthroat Capitalism: The Game), The Wall Street Journal (Helicopter Ben), The Huffington Post (Moral Kombat: Obama versus Romney), BBC (Climate Challenge), РИА Новости (Не переизбрали!), Медуза и другие.

Существует несколько инструментов, которые пригодятся вам, чтобы начать работу. Попробуйте Twine, инструмент, позволяющий игрокам выбрать, как будет разыграна интерактивная история, или позволяющий разрабатывать HTML5 игры сайт ImpactJS, который был использован для создания игры Heartsaver.

 

Наталья Стрельцова

Алексей Сидоренко
Технический руководитель "Карты помощи"

Не бойтесь спрашивать совета у сетевого сообщества. Для создания "Карты помощи" мы обратились к пользователям портала Хабрахабр. Откликнулось много талантливых и ответственных людей, с некоторыми из них мы работаем до сих пор.