Нужны ли редакции человеческие отношения?

Мода на социальное взаимодействие, на заведение групп в соцсетях, на вовлечение читателей в жизнь издания толкает редакции в омут отношений, к которым журналисты чаще всего не готовы. Для того, чтобы организовывать работу с пользователями, нужны специальные знания и навыки. Но что важнее, нужна чёткая позиция редакции в этом вопросе и обоснованный выбор стратегии взаимоотношений. Как вокруг редакции, так и внутри неё. Статья Оксаны Силантьевой.

В своем выступлении на TED Клэй Ширки (Clay Shirky) продемонстрировал результаты любопытного эксперимента. Ури Гнизи и Альдо Растичини ( Uri Gneezy, Aldo Rustichini) провели исследование 10 детских садов в Хайфе, в Израиле. Исследователи поинтересовались, как часто в этих детских садах родители опаздывают забирать детей. Оказалось, что среднее число опозданий для 10 детских садов колеблется между 6 и 10. После этого они разделили детские сады на две группы. В контрольной группе ничего не меняли. Во второй группе садов, ввели штрафы за опоздание. Если родитель опаздывает забрать ребенка больше, чем на 10 минут, счет за детсад увеличивается на 10 шекелей (приблизительно 80 рублей). Как только они объявили о том, что вводится штраф, поведение родителей в экспериментальной группе изменилось. Каждую неделю опозданий становилось все больше, пока не стало втрое больше, чем их было до введения штрафа.

Ширки считает, что введение штрафа нарушило культуру отношений между родителями и детским садом: “Вводя штраф, детский сад как бы сказал родителям, что все их моральные обязательства перед педагогами аннулируются с уплатой 10 шекелей, и что родители могут не испытывать перед педагогами чувства вины или неудобства при опоздании. Вот родители и сказали себе, – и были правы: “10 шекелей, если опоздаю забрать ребенка? Подумаешь, большое дело!”. Эксперимент Гизи и Растачини продолжался около 3 месяцев, после чего исследователи сказали: „Все, можно кончать. Картина ясна”.

И тут произошло нечто весьма интересное. Ничто не изменилось. Культура, сломанная введением штрафа, осталась сломанной и после того, как штраф отменили. “Экономическая мотивация и внутренняя мотивация не просто несовместимы; эта несовместимость может сохраняться в течение длительного времени”, - говорит Ширки. Совместная работа, взаимодействие, взаимовыручка, добровольное участие и добрая воля - не объекты материального вознаграждения. Попробуете доплачивать за это - атмосфера доверия и общего дела рухнет. И вряд ли восстановится.

Вокруг редакции

Платите пользователям за информацию (если она вам от них нужна), либо создавайте сообщество лояльных читателей вокруг бренда, которые участвуют в формировании повестки дня, реально влияют на редакционную политику. Не заигрывайте с аудиторией, не начинайте диалогов с читателями, если не можете решиться на партнерские отношения. Нельзя просить что-то от читателей и не давать ничего взамен.

И никогда не меняйте правила. Вы либо устанавливаете доверительные отношения, налаживаете коммуникацию, разговор, взаимодействие с читателями, либо ваши отношения больше напоминают контракт “Мы выбрали темы, написали, опубликовали - вы купили и читаете”.

В первом случае всем в редакции придётся признать, что читатели имеют право на аргументированное мнение, даже если оно не нравится, задевает чувства авторов и редакторов. И что это мнение читатель волен высказать в рамках принятой в издании культуры обсуждений.

Каждому журналисту придётся научиться беседовать и дискутировать с читателями как с партнёрами. Придётся публично признавать свои ошибки не в формате шаблонных опровержений, а в человеческом разговоре, человеческими словами. И доказывать свою точку зрения даже за пределами опубликованного текста. Вторая схема “Мы пишем, вы читаете” тоже имеет право на существование.

Далеко не всем читателям нужен и важен интерактив, взаимодействие с авторами. Но эта позиция тоже должна быть согласованной и проявляться во всех действиях редакции. Без псевдоигр в коммуникацию, комментирование и социальные сети. Если вы хотите запустить проект типа “Народные новости”, где ваши читатели могут присылать вам тексты, фото, видео, - вам придётся продумать, что вы дадите им взамен за то время, которое эти “добровольные журналисты” на вас потратили. Они не обязаны сообщать вам об интересных событиях, но могут это делать, если вы наладите равноправный обмен, открытый и честный. Если вы не готовы к таким отношениям - не заводите у себя “Народные новости”.

Отдельные проекты, ориентированные на вовлечение аудитории, могут начинаться и заканчиваться. Но если редакция начала взаимодействовать со своими пользователями, если она объявила о том, что готова к партнерским отношениям со своей аудиторией, она не имеет право пойти на попятную. Сделает это - получит гарантированный урон авторитету, потерю информационного влияния и статуса.

Внутри редакции

Люди способны самоорганизовываться и устанавливать продуктивные связи без вмешательства экономических рычагов. Можно многое делать совместно внутри редакции и вокруг неё, не переводя эту деятельность на денежные рельсы. Делать что-то интересное может быть даже более сильной мотивацией для человека, чем доплата или премия. Важно не смешивать стили взаимоотношений.

Не доплачивайте журналистам за каждую публикацию на сайте (в нагрузку к “основной” работе в газете, радио или ТВ). Меняйте систему оплаты труда полностью. В ней, например, предусмотрите “одномедийных” журналистов (работающих на одну площадку) и мультимедийных (работающих по условию трудового договора на несколько носителей), и у каждой группы должны быть свои обязанности, объемы работ, уровень и схема оплаты труда).

Платите за квалификацию и объём работы. При этом создавайте атмосферу, культуру, практику обмена информацией, информационными поводами, идеями, контактами между журналистами. Обмена не ради доплаты каждому участнику, а ради общих целей и ценностей.

Как понять, решен это вопрос у вас в редакции или нет?

Прислушайтесь к сотрудникам. Если слышны фразы, похожие на эти, то задача определиться "по каким принципам мы взаимодействуем внутри и снаружи редакции" - актуальна:

  • "Мне за это не доплачивают"
  • "Эти народные журналисты присылают всякую ерунду"
  • "Комментаторы на сайте - идиоты"
  • "Чего ещё можно ждать от этих глупых пользователей"
  • "Надо что-то делать с нашим сайтом"
  • "Я не нанимался это делать"
  • "Чего вы от меня хотите, я написал, редактор опубликовал, все свободны".

Послушайте полностью выступление Клэя Ширки о стилях взаимоотношений в различных группах и о том, как направленное взаимодействие может принести свои плоды. Выступление на английском, но можно включить русские субтитры.

Скачать статью: relations.pdf

Юлия Бурматова
Модератор проекта "Так-так-так"

Для пользователей и экспертов разработан и установлен словарь и этические стандарты. Каждый может рассчитывать на анонимность и приватность. Такие варианты предусмотрены потому, что многие пользователи Рунета не готовы выступать под собственным именем.