Законна ли нативная реклама?

В отличие от традиционных рекламных размещений, например, баннеров, нативная реклама «вплетается» в основной поток контента, соответствуя ему по формату и содержанию. Цель такой рекламы - создать естественное и навязчивое рекламное обращение для увеличения числа кликов, продаж и других целевых действий.

Что такое нативная реклама?

Это естественная (нативная) реклама (англ. native advertising) - способ, которым рекламодатель привлекает к себе внимание в контексте площадки и пользовательских интересов. В оригинале она воспринимается как часть просматриваемого сайта, учитывает особенности площадки, не идентифицируется как реклама и не вызывает у аудитории отторжения. Это определение понятия «нативная реклама» взято из Википедии. В российском законодательстве понятия «нативная реклама» нет.

Это реклама только в интернете?

Это реклама и на обычных сайтах, и в соцсетях, и в интернет-СМИ. В отличие от традиционных рекламных размещений, например, баннеров, нативная реклама «вплетается» в основной поток контента, соответствуя ему по формату и содержанию. Цель такой рекламы - создать естественное и навязчивое рекламное обращение для увеличения числа кликов, продаж и других целевых действий.

Это тоже самое, что и продакт-плейсмент?

Не совсем. Про́дакт-пле́йсмент (англ. product placement) - размещение продукции - приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах — имеет реальный коммерческий аналог. Обычно демонстрируется сам рекламируемый продукт, либо его логотип, или упоминается о его хорошем качестве. Это, кстати, тоже определение из Википедии. Понятие же «нативная реклама» несколько шире. Она включает в себя и продакт-плейсмент, и спонсорский контент, и продвижение в интернете какой-то определенной темы, в рамках которой потом будет идти распространение конкретного бренда, различные тесты, пройдя которые, вы получите рекомендацию использовать конкретный бренд, рекомендации известных людей, спецпроекты и т.д. О различных вариантах нативной рекламы хорошо рассказывает, например, в своем блоге на Medium Арсений Ашомко.

А что нам говорит законодательство по поводу нативной рекламы?

Как уже было сказано выше, понятия «нативной рекламы» в нашем законодательстве не существует. Есть отдельные статьи, которые могут быть к ней применимы. Начнем с продакт-плейсмента – упоминание о нем можно найти в п.9 ч.2 ст.2 Закона «О рекламе». Оно звучит так: «Настоящий Федеральный закон не распространяется на… упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.»

То есть, продакт-плейсмент вообще не является рекламой?

В ст. 3 Закона «О рекламе» содержится понятие и определение рекламы как таковой. Если информация содержит необходимые признаки рекламы, то она должна распространяться с учётом положений данного закона. При рассмотрении случаев с продакт-плейсментом вопрос органичности или неорганичности включения сведений о товаре в какую-либо информацию решается Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в каждом конкретном случае исходя из всех обстоятельств распространения такой информации. Так что возможны варианты.

Значит, нативная реклама вполне законна?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Скорее всего, в будущем надо ожидать конкретных норм регулирования нативной рекламы. Сейчас законодательство содержит нормы, которые можно потенциально применять к заказным постам в соцсетях. Можно прогнозировать, что обязанность раскрывать рекламный характер опубликованных в интернете постов будет прямо закреплена в Законе "О рекламе", как это сделано для периодических печатных изданий, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера (статья 16 «Закона о рекламе»). Кроме того, изменения могут быть внесены и в ст. 10.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в качестве дополнения к уже существующим обязанностям блогеров с заранее оговоренной ответственностью.

Тогда что является рекламой в интернете?

По мнению ФАС, рекламой в интернете является: информация на сайте рекламодателя или в его группе в соцсети, направленная на привлечение особого внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров,например, всплывающий баннер; контекстная реклама, например, Яндекс.Директ. Более подробно всем желающим следует почитать письмо ФАС своим территориальным органам «О рекламе в Интернете».

Можно мне в моем блоге законно размещать рекламу?

Да можно. Об этом прямо говорится в пп.4 п.3 ст. 10.2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Но для этого необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, правильно оформлять отношения с рекламодателями и платить государству все необходимые налоги.

Что мне будет, если я у себя в блоге размещаю рекламу, но не плачу налоги?

Может быть плохо. Любое физическое или юридическое лицо, которое ведет бизнес, обязано платить налоги. За уклонение от уплаты налогов предусмотрена и административная ответственность, и уголовная. То есть, это и штраф, и арест, и лишение свободы. Ст.198 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний для физических лиц и ИП:

  • штраф (100–300 тыс. рублей либо в размере зарплаты (иного дохода) за 1 или 2 года);
  • арест (от 4 до 6 месяцев);
  • лишение свободы (до 1 года).

Если речь идет об особо крупном размере, то:

  • штраф в 200–500 тыс. рублей либо в размере зарплаты (иного дохода) за период от 1,5 до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.
29/12/2016
Александр Рейхан
Фрилансер

Решающим моментом, после которого краудсорсинговый проект был запущен, стали многочисленные сообщения от читателей про то, что их село/дачу/огород затопило. Эти сообщения не соответствовали редакционным стандартам и часто оставались без внимания.