Трансграничный проект Оренбург-Орынбор 6500 км

Адрес проекта: http://echo.msk.ru/blog/kurnikov_m/
Создатели: Курников Максим
Финансирование: программа «Перспективы»
9
дней в дороге
8
серий
15
минут длится серия
1
месяц монтажа
Максим Курников
шеф-редактор «Эха Москвы» в Оренбурге и в Уфе

Пару лет назад мы делали проект «270 секунд» — 15 серий по 270 секунд об истории Оренбурга. Это был телевизионный проект. После показа на ТВ все серии залили на Youtube.

Через какое-то время мы увидели, что одна из серий набирает большое количество просмотров и комментариев. Это была серия о том, как Оренбург успел побывать столицей Казахстана. Всплеск просмотров и обсуждения (а точнее «войны комментариев») произошёл после присоединения Крыма. Стало понятно, что есть аудитория, которую это волнует.

В 2015-м в соцсетях я увидел, что есть программа «Перспективы», которая помогает делать проекты по трансграничной журналистике и подал туда заявку на съёмку репортажа об истории формирования границы.

В программе «Перспективы» были менторы, которые давали советы, как лучше подать материал. Они предложили мне сделать «дорожную историю»: проехать вдоль границы, поговорить с людьми, сделать репортаж не про историю и политику, а про жизнь. Это в корне изменило подход к работе. Плюс ко всему были сжатые сроки.

Первым, кого мне нужно было найти — это оператор. Сложность была в том, что бюджет был очень небольшим, а срок съёмок — начало января. После нескольких неудачных попыток я обратился в местное отделение сайта «Геометрия» и там один из операторов, Игорь Хижняков, согласился поехать со мной. 

После съёмок около месяца мы монтировали 8 серий с монтажёром и видеодизайнером Евгением Ивановым, с которым делаю почти все проекты. Всего над проектом работали три человека. Плюс ментор от программы «Перспективы» Анатолий Вербин, который  предложил делать «дорожную историю» вместо классического репортажа. План был такой - отснять дорогу, отснять людей, смонтировать из этого 35-40 минут. После первых 5 дней съёмок я отправил кусочки отснятого материала Анатолию, он, увидев материал, посоветовал пересмотреть концепцию и сделать дневник – «один день - одна серия». Сначала мне показалось это очень спорным, а потом я понял, что это сильно упрощает многое, особенно концепцию изложения материала. Плюс ко всему небольшие серии легче пристроить на телевидение.

Сначала, я ориентировался на сайт Эха, там в блогах и планировал фильм публиковать. Но в итоге фильм взял местный оренбургский телеканал Регион и телеканал «Дождь». Аудитория оказалась больше, чем я мог предположить в самом начале.

Сам фильм во многом снимался «на удачу». Мы просто ехали и разговаривали с людьми. Конечно, будет лукавством говорить, что мы ничего не планировали заранее. В большей части тех мест, где мы были, мы анализировали, кто там живёт, иногда находили конкретных людей, ехали к ним специально. В середине пути мы поняли, что нам очень везёт с людьми, что истории начинают пересекаться, перекликаться. Иногда были какие-то удивительные совпадения.

Учитывая, что мы выехали 2 января, основной сложностью стали погодные условия. Несколько раз мы попадали в такие метели, каких раньше я и представить себе не мог.

Когда стало ясно, что это будет сериал: один день — одна серия, я начал искать язык, которым будет подаваться отснятый материал. В какой-то момент я понял, что делаю какой-то очень не современный, не динамичный проект. Сначала я испугался, а потом решил что да, надо сделать из этого фишку. Путь каждого героя в кадре будет много, пусть каждый герой рассказывает о себе сам. Я задался целью никак не «подсказывать зрителю», не делать своих комментариев. Из этого сама собой стала проявляться целевая аудитория — те, кому интересно посмотреть, что сейчас происходит на этой границе и самим понять, сделать выводы. Я взял на себя функцию только донести сырой материал до людей.

В какой-то момент в поиске этой объективности я дошёл до того, решил отказаться от любого звукового сопровождения, которое не было записано нами в дороге (как же радовались потом телеканалы, ведь им не пришлось заниматься правами на использование музыки!). В итоге всё что звучит — либо музыка, игравшая в машине, либо музыка ребят из музыкального колледжа в городе Рудный (Казахстан).

Задачи монетизации проекта перед нами не стояло, поэтому мы только покрыли расходы.

После этой поездки у меня появилось желание подать заявку на конкурс снова, потому что во время работы над проектом мне прошло в голову несколько новых идей. Надеюсь, что в следующем году возьмусь за них. 

В этом проекте были использованы следующие технологии

Продвижение проектов

Публикуйте ролики, проводите прямые эфиры и общайтесь со своей аудиторией на самом посещаемом видеохостинге.

38 134720
Интерактивное видео

Youtube постепенно становится не просто хостингом для размещения видеофайлов, но и все более функциональным инструментом для их редактирования и расширения дополнительными возможностями. Отдельно рассмотрим функцию аннотаций.

2 200
Юлия Бурматова
Модератор проекта "Так-так-так"

Для пользователей и экспертов разработан и установлен словарь и этические стандарты. Каждый может рассчитывать на анонимность и приватность. Такие варианты предусмотрены потому, что многие пользователи Рунета не готовы выступать под собственным именем.