Земля отчуждения

Адрес проекта: http://bit.ly/zemlya_otchuzhdenia
Создатели: ИД «Коммерсант»
Финансирование: ИД «Коммерсант»
1
месяц на создание
13
человек в команде

33
элемента
Артём Галустян
мультимедийный продюсер

Проект «Земля отчуждения», опубликованный на сайте газеты «Коммерсант», был приурочен к годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС. Хотя в российских СМИ много публикаций, которые копируют лонгрид Snowfall, наш мультимедийный материал можно назвать наиболее близким аналогом американского мультимедийного шедевра.

Мы признаемся, что черпали вдохновение не только из проекта Snowfall, но и в лонгридах A Game of Shark and Minnow и Firestorm. Наша главная цель состояла в том, чтобы показать аудитории труднодоступные места, куда пользователи вряд ли поехали бы.

 

Мы столкнулись с серьезным вызовом, так как в журналистике и документалистике существует огромное количество материалов, посвященных этой теме Чернобыльской АЭС. Поэтому удивить аудиторию и показать ей что-то принципиально новое — это была сложная задача.

 

Лонгрид под названием «Земля отчуждения» рассказывает о том, что происходит на территории, зараженной радиацией во время крупнейшей аварии 1986 года. Наша команда «Коммерсанта» постаралась показать неискаженную картину жизни в так называемой зоне отчуждения и развенчать миф о том, что Чернобыль и окрестности являются заброшенной территорией. Так как «Коммерсант» всегда славился своим глубоким анализом бизнес-повестки, в материале затрагивается и другой аспект — сделки, связанные со строительством нового купола над АЭС.

 

Каждый полноэкранный элемент фиксируется, когда до него долистываешь. Видео проигрывается автоматически.

 

Мы очень хотели создать эффект присутствия и эффект соучастия. И мне кажется, что нам удалось достичь поставленных целей и сделать очень впечатляющий материал. Мы впервые использовали параллакс-эффект в российской медийной практике.

 

«Земля отчуждения» — это история поездки на атомную станцию Чернобыль, причем рассказ изложен хронологически. Показана атмосфера в различных местах недалеко от АЭС.

 

Особый акцент в проекте сделан на фотогалерее, что неслучайно. Издательский дом «Коммерсант» всегда славился талантливыми фотокорреспондентами.

 

Видеоролики также используются. Как и во многих лонгридах, мультимедийные элементы открываются по автозапуску. Эффект присутствия во многом создается за счет активного использования фоновых шумов и звука с места около АЭС. Например, основная картинка проекта сопровождается звуком «пикающего» дозиметра.

 

 

Звуки плавно появляются по мере движения по странице. Это придаёт истории динамику.

 

Наша команда постаралась сделать упор на эксклюзивности контента. Мы записали интервью с местными жителями, ликвидаторами аварии на АЭС и чиновниками. Во время этого первого проекта в формате лонгрида журналистам и редакторам издания удалось выработать алгоритм работы над лонгридом и разработать механизмы его продюсирования.

 

Конечно, во время осуществления проекта было довольно много сложностей. Например, проблемы возникли при выгрузке материала на сайт, так как контент отображался с ошибками в разных браузерах. Специалистам удалось решить эту проблему, сделав так, чтобы страница с лонгридом загружалась постепенно. Другой сложной задачей оказалась адаптация формата для разных устройств: планшетов, мобильных телефонов и т.д.

 

 

 

Несмотря на большой объём визуального контента, «Земля отчуждения» легко открывается и читается на любых устройствах. Даже со слабым интернетом.

 

Мы взяли именно формат лонгрида, так как он отличается от других произведений интернет-СМИ визуальным оформлением. Одна из особенностей архитектоники нашего материала — многосложность. Он состоит как бы из нескольких взаимосвязанных глав, которые выстраиваются в зависимости от драматургии и сюжета.

 

Стоит упомянуть и линейную структуру нашего материала, т.е. хронологическое повествование, которое следует читать и потреблять последовательно. В основе сюжета была дорога-путешествие.

 

Лонгрид обладает большим потенциалом для распространения в соцсетях за счет привлекательности формата и подачи информации. Однако кампанию по продвижению нужно продумывать с самого начала, желательно до выхода лонгрида, что мы и сделали.

 

 

 

Каждый из корреспондентов «Ъ» за два дня в зоне отчуждения получил 300 микрорентген. Это эквивалентно дозе, полученной во время перелета из Москвы в Киев.

 

Лонгриды на сайтах СМИ привлекают новую аудиторию. Например, по словам редакторов The New York Times, большая часть аудитории «Snowfall» — это не лояльные читатели, а пользователи, впервые зашедшие на сайт издания в Интернете. То же самое случилось и с «Коммерсантом». Метрика показала, что аудитория лонгрида «Земля отчуждения» на 90 процентов состояла из новых пользователей.

Делали похожие проекты? Расскажите о своем опыте, нам интересно! Пишите на email или в Telegram.

В этом проекте были использованы следующие технологии

Агрегирование контента, переупаковка

Мы отобрали для вас сервисы, которые помогут быстро и в лучшем виде встроить звук на ваш сайт.

7 2236
Лариса Васильева
Координатор проекта Алтайгейт

Алтайгейт удалось продолжить свою работу и после закрытия дела по факту крушения вертолета.