Опросники — изучать мнения, находить ответы

 

Электронная анкета — хороший способ собрать информацию о вашей аудитории и вовлечь её в общение с вами. Грамотно составленный опросник может не только помочь собрать информацию об аудитории и её мнениях, но и решить другие проблемы.

  • Опрос мнений
  • Голосование
  • Исследование аудитории
  • Викторина

Для быстрого создания простых и легко встраиваемых форм мы советуем использовать Google Формы — полностью бесплатный инструмент, который обладает всеми необходимыми функциями. Попробуйте составить опрос, форму для сбора информации — например, имейлов для подписки на вашу рассылку — или провести викторину. Вся информация собирается в Google Таблицах, а значит вы в два счёта сможете визуализировать полученные данные.

Если вы хотите впечатлить читателей красотой формы и её индивидуальностью, попробуйте Typeform. Большой плюс этого сервиса в том, что его опросники действительно очень красивые. К тому же, вы можете настроить логические цепочки, чтобы анкета перестраивалась в зависимости от ответов пользователя.

Оба сервиса позволяют встроить анкеты на ваш сайт или в имейл. Google Формы и анкеты Typeform удобно заполнять на любом экране, вне зависимости от размера.

Survey Monkey является еще одним из популярных сервисов для проведения опросов. В отличие от Форм Google здесь есть как бесплатные, так и платные возможности. Соответственно, бесплатный функционал несколько ограничен, что способно оттолкнуть некоторых пользователей. Так, например, без премиальной подписки форма может состоять максимум из десяти вопросов, на которые можно, соответственно, собрать до 100 ответов. При этом нет возможности настроить свою последовательность их прохождения и внешний вид. Платная же подписка, на разных вариантах которой появляются перечисленные функции, начинается от почти 1800 рублей в месяц.

Вместе с тем, Survey Monkey довольно распространен в мире среди сервисов подобного рода, поэтому рассмотрим, что нам доступно, прежде всего, в бесплатной версии, что отличает его от решения Google, и, конечно же, что сделало его столь популярным?

1. Большие возможности визуального редактирования текста вопросов и пояснений к ним. При необходимости его можно делать в отдельном окне с привычным по разным CMS (Wordpress etc) визуальным редактором, в котором, соответственно, доступны все функции оформления текста, а также вставка разнообразных мультимедийных элементов.   

2. Больше вариантов типов ответов, среди которых «ползунок», рейтинг в звездах, множественные текстовые блоки и «показатель лояльности клиентов». 

3. Коллекторы – широкий набор способов сбора ответов – от традиционного встраивания формы в код страницы сайта до аналогичного в социальных сетях, а также разнообразные варианты всплывающих окон и даже использование в мобильных приложениях.

4. Полнофункциональное мобильное приложение, позволяющее как создавать опросы, так и анализировать их результаты. К сожалению, Google позволяет работать с мобильных устройств только с презентациями, таблицами и текстовыми документами. Более того, Формы в текущей версии совсем не предусматривают использование тач-скринов даже при попытках пользователя обратиться к ним через браузер – элементы, например, можно перетаскивать, но делать это крайне неудобно, так как перемещение по странице и перетаскивание сервис не разделяет – в итоге вместо прокрутки страницы вниз вы, скорее всего, просто унесете первый вопрос куда-нибудь в ее конец.

Формы Google, в свою очередь, сразу же предлагают возможности перемешивания вопросов при использовании сервиса для тестов, а также назначения баллов за ответы, что, безусловно, востребовано, например, для применения в образовании.   Собственно, здесь и находится основная граница в использовании двух этих сервисов – Survey Monkey как мощного веб-приложения корпоративного уровня и бесплатных, но имеющих актуальный функционал Google Форм. Хотя Survey Monkey с самого начала предлагает целый набор сценариев использования, доказывая, что его возможности могут быть востребованы практически в любой сфере. Попробуйте сами и расскажите о своем опыте. 

Составить интересную анкету, заполнить которую будет не в тягость, а в радость, довольно просто. Но нужно знать несколько основных правил:

1. Определитесь с целью анкеты

Сфокусируйтесь на одной конкретной цели. Так вы сможете собрать релевантную информацию и не запутать пользователя.

2. Поймите, какую информацию собирать

Как только станет понятна цель, выберете, какие именно данные и в каком формате собирать.

3. Будьте объективны

Убедитесь, что задаёте только прямые вопросы, избегая наводящих конструкций. Некоторые слова — такие, как «запретить» могут повлиять на результат вопроса.

К примеру, вопрос «Мы получаем множество положительных отзывов от наших счастливых клиентов. Как вы считаете, на сколько хорош наш сервис?» — пример того, как вопрос подталкивает отвечающего быть более благосклонным к вашей компании. Попробуйте попросить «Оцените удобство нашего сервиса по 5-балльной шкале» и предложите эту шкалу.

И ещё. Не позволяйте себе строить догадки и включать их в вопросы.

4. Следите за порядком вопросов

Логичная последовательность вопросов важна, как для вас, так и для проходящего опрос. Самый оптимальный вариант — «от общего к частному».

5. Избегайте двойных вопросов

Один блок — один вопрос. Иначе вы получите искажённую информацию.

6. Пишите простым языком

В опросниках не стоит использовать жаргон и сложные обороты. Сделайте свою анкету простой и понятной и тогда каждый респондент наверняка дойэёт до финального вопроса.

7. Протестируйте опросник

Пришлите готовую анкету друзьям и коллегам, чтобы ещё раз проверить логику опроса и разглядеть возможные ошибки.

Эксперты в теме

Максим Грачев
Журналист, редактор медиапроектов

Используя это, были реализованы проекты

Проект Всемирной службы Би-би-си рассказывает о жизни женщин из разных стран в XXI веке, их возможностях и проблемах.

4 483
Равелла Аюпова
Федеральный координатор акции "Блогер против мусора"

Мы полагали, что организовать такую акцию совсем не сложно, достаточно донести до всех желающих информацию и все заработает. На практике все оказалось сложнее. Опыт показал, что активность аудитории в Сети и в офлайне сравнивать нельзя.